Правительство РФ одобрило исключение из госреестра СРО с неполным компфондом

Правительство РФ одобрило исключение из госреестра СРО с неполным компфондом

До конца весенней сессии Госдумы может разрешиться вопрос о том, какова судьба саморегулируемых организаций строительной отрасли, чей компфонд завис в банках с отозванными лицензиями.
Такой вывод можно сделать из текста законопроекта № 892161-6 «О внесении изменений в статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений о возмещении вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушении требований безопасности при строительстве)», который размещен на сайте Государственной Думы. При этом, как следует из официального отзыва за подписью вице-премьера Сергея Приходько, законопроект одобрен Правительством России.
Юристы Общественного Совета по развитию саморегулирования обратили внимание на тот факт, что законопроект претерпел между первым и вторым чтениями существенные изменения. Так, Правительство России предлагает с 1 октября 2017 года предоставить Ростехнадзору дополнительные основания для исключения сведений о СРО из государственного реестра.
При этом одно из самых существенных предложений Правительства – возможность исключать сведения о СРО и государственного реестра при отсутствии средств в компфонде, сформированном с момента основания СРО, то есть в размере исторического максимума.
Как указано в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 892161-6 «в целях установления возможности принятия органом государственного надзора за саморегулируемыми организациями решения об исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае неразмещения или размещения не в полном объеме средств компенсационных фондов на специальных банковских счетах Правительство РФ полагает необходимым дополнить законопроект предложением о внесении изменений в Федеральный закон № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» - дополнить часть 3 закона пунктом 3, который предоставляет Ростехнадзору право с 1 октября 2017 года исключать из госреестра СРО сведения о СРО, которые не разместили на спецсчетах все средства компфонда с момента своего основания».
Напомним, что сейчас на такой трактовке настаивает Ростехнадзор, однако в законе четких положений на этот счет не было. Теперь они могут появиться.
Отметим, что сейчас компенсационный фонд в размере «исторического максимума» разместили только 121 саморегулируемая организация – члены НОСТРОя из 267 СРО и 218 СРО – члены НОПРИЗа из 229 СРО. Таким образом, следуя логике предложения Правительства России, численность строительных СРО должна сократиться на 60%, проектных и изыскательских - на 10%.
Как следует из информации, размещенной на сайте Национального объединения проектировщиков, компенсационные фонды утрачены у большинства СРО-гигантов, в чьих реестрах числится от 1000 до 4000 компаний. В целом без допуска СРО могут остаться около 50 000 строительных компаний, что для многих из них будет означать потерю контрактов, остановку работы и банкротство.
В этой ситуации все более востребованными могут стать саморегулируемые организации, у которых полностью сохранен компенсационный фонд, - вполне возможно, что в ближайшие недели мы будем наблюдать массовый выход компаний из проблемных СРО и переход их в саморегулируемые организации, к которым у Ростехнадзора претензий быть не должно.